вот что накопал...
Флаг Украины прост, но это не значит, что не интересен. Например, почему все зовут его «жовто-блакитний», в то время как он «блакитно-жовтий»?
Флаг составлен по средневековому образцу. Большое количество флагов в Центральной Европе – субъектов Священной Римской империи и Польши имело структуру 2 горизонтальных полос. Причина тому в геральдике - цвет геральдической фигуры на цвете щита.
Например герб и флаг Богемии
Дает ли это основания считать, что флаг королевства Галицкого/Руси «Regnum Russiae», «ducatus totius terrae Russiae, Galicie et Ladimirie» («королевство Руси», «княжество всей земли русской, галицкой и владимирской») мог быть составлен по такому же принципу?
Возможно, но ни единого подтверждения тому, несмотря на бурные фантазии украинских историков, нет. Впервые желто-голубой флаг появился в 1848 г. во Львове на территории Австрийской империи, когда в разгар революции имперское правительство создало в Галиции Головну Руську раду. Эта первая русинская политическая организация оказала Габсбургам крайне необходимую помощь против поляков и венгров. Австрийский наместник торжественно вручил новое знамя «руським галичанам».
По одной версии этот флаг был сконструирован из цветов галицкого (львовского) герба, как мы предположили выше. Однако у Королевства Галиции и Лодомерии в составе Австрийской империи был флаг – красный на синем, соответствующий составленному самими австрияками, большими поклонниками геральдики, гербу.
Есть легенда, что мать императора Франца-Иосифа заменила красный цвет имперским золотым, чтобы в «русском галицком» флаге выразить расположение империи.
Однако австрийский Галицкий флаг еще не украинский. К XX в украинского национального флага еще не существовало. Лишь в 1911 г. развернулась дискуссия на эту тему. Известный украинский историк И. Крипьякевич предложил считать национальным цветом красный — цвет запорожского казачества. У запорожцев знамена были различных оттенков красного цвета: под красным флагом воевал Северин Наливайко, под малиновым — гетманы Хмельницкий и Дорошенко. В ответ историк С. Томашивский предложил галицкое сочетание желтого и голубого цветов, сославшись, в частности, на то, что красный цвет означает рабочую солидарность.
Когда в начале 1918 г. Центральная Рада осознав свое политическое и военное поражение пригласила немецкие войска, возникла необходимость поддержания ее собственного авторитета в качестве суверенного правительством. Был в спешном порядке задним числом принят IV Универсал о независимости Украинской народной республики и утвержден государственный флаг — желто-голубой.
После завоевания Украины немцы скинули Центральную Раду как раз за ее исключительную озабоченность собственным авторитетом. Для своих целей немцами был реанимирован пост гетмана, на который был поставлен генерал Павел Скоропадский, праправнук брата гетмана Ивана Скоропадского. Именно он «перевернул» цвета флага. Но зачем? Историки говорят: чтобы доступней объяснять народу их значение: вверху синий — цвет неба, внизу желтый — цвет пшеницы. Но ведь Центральная Рада тоже не Галицким происхождением их объясняла, а вверху золотой — цвет куполов, внизу голубой — цвет Днепра. Загадка! Может быть Скоропадский намекнул переворотом флага на политический переворот?
Как бы там ни было, именно в этом виде флаг остался после очередного переворота и установления Директории Петлюры. В таком же перевернутом виде он и был снова принят новой Украиной.
Примечательно, что видом этим он также противоречит гербу Украины. Сравните с примерами вверху. Цвет геральдической фигуры в нем расположен не над, а под цветом щита.
А откуда трезубец?
Этот тамгообразный символ, как колюмны Гедимина, считается клеймом-знаком Рюриковичей.
Подобные знаки обнаружены на древнерусских монетах, на печатях князей, на плинфе каменных сооружений, глиняной посуде, украшениях, мечах и многих других предметах.
Ещё со времён Карамзина их стали считать родовой принадлежностью, родовыми знаками князей Рюриковичей, хотя о том, что же в действительности изображали эти знаки, разгорелась длительная дискуссия. Какие только предположения не высказывались! В знаках видели и воинскую эмблему — якорь (И. А. Бартоломей), шлем, возможно норманнский (П. Н. Милюков), секиру или топор с двумя лезвиями, так называемую франциску (П. М. Сорокин, А. В. Орешников), лук со стрелой. И некое условное геральдико-нумизматическое изображение: светильника (А. Воейков, И. П. Сахаров), хоругви (Ф. А. Жиль, Я. Волошинский), церковного портала (С. Г. Строганов), птицы — норманнского ворона (барон Б. В. Кёне) или голубя (А. А. Куник). Распространённой была версия о том, что это государственная эмблема: трезубец (Н. М. Карамзин), часть византийского скипетра (А. А. Уваров и граф И. И.Толстой), держава (А. А.Куник), даже скифский скипетр (Д. Я. Самоквасов). Общее мнение, что знак являлся символом княжеской собственности. Встречается и несколько более «формальных” прочтений: монограмма (руническая или византийская), геометрический орнамент (византийский, скандинавский, восточный, славянский), наконец, некая церковно-христианская эмблема (христограмма), представлявшая собой лигатуру альфы и омеги.
Не вполне ясна и эволюция знаков — от простого к сложному или наоборот. Некоторые исследователи полагают, что знаки могли иметь южное, возможно, боспорское происхождение. Дело в том, что в Боспорском царстве известны аналоги русского трезубца. Другое дело, что там они могли обозначать трезубец морского бога Посейдона или иметь какое-либо иное значение. Одни из последних интерпретаций знаков — символ «якорь-крест» и условное изображение скандинавского корабля.
Есть версия, впервые высказанная С. А. Гедеоновым, что это не что иное, как схематическое изображение летящего вниз сокола — рерика. Вспомним русские былины и сказки о Финисте Ясном Соколе. В то же время ни у славян, ни у скандинавов сокол не являлся божеством. Но, по мнению приверженцев гипотезы Гедеонова, он был древним тотемом русского княжеского рода.
Только в последнее время трудами видного историка С. В. Белецкого примерно установлено наследование изображений знаков в династии Рюриковичей и принадлежность различных форм знаков тем или иным князьям. На Руси эти знаки известны с конца IX века, то есть со времени образования единого Древнерусского государства с центром в Киеве. Теперь осталось мало сомнений в том, что это лично-родовые эмблемы древнерусских князей. Однако каково их происхождение и что конкретно они означали (а на Руси интерпретация знаков могла быть совершенно другой и меняться со временем), до сих пор остаётся неясным и вряд ли когда-либо прояснится окончательно.
на берег Азовского моря их принесли петлюровцы под защитой немецких штыков в 1918 г. Тогда местное население (ополчение Махно в своём большинстве) изгнало их. Когда они появились там второй раз в 1992 г. уже население было не то... Бывший партийно-советский аппарат в сопровождении своих холуёв стал выводить под этими знаками зависимое от него население по различным "Красным" датам...